Местом
основания
Царицына
стала степь,
тот самый, по
выражению
крупного
русского
историка В.О.Ключевского,
"азиатский
клин,
выдвинутый
в
Европейский
материк и
тесно
связанный с
Азией
исторически
и
климатически.
Здесь
искони шла
столбовая
дорога, по
которой
через
уралокаспийские
ворота
хаживали в
Европу из
глубин Азии
странные
гости, все
эти кочевые
орды,
неисчислимые
как степной
ковыль или
песок
азиатской
пустыни…".
Степь
между
Волгой и
Доном
многие века
была
центром
жестоких
битв и
сражений. И
Царицыну,
основанному
в 1589 году,
отводилась
роль
сторожевой
крепости
для защиты
русской
земли и
великого
волжского
пути от
набегов
кочевников.
Стрельцам
крепости
Царицын,
дежурившим
круглосуточно
на
сторожевых
башнях,
часто
приходилось
бить
тревогу: к
городу
подступали
кочевники.
Дикие
степные
орды
нередко
врывались в
острог,
грабили его,
а порой и
разрушали
дотла. Но
Царицын
возрождался
вновь и
вновь и
продолжал
стойко
нести свою
нелегкую
службу. В XVI
веке, с
основанием
Царицына,
Нижняя
Волга стала
колыбелью
русской "понизовой
вольницы" -
пристанищем
обездоленного
люда, беглых
крестьян и
холопов.
Вместе с
донским
казачеством
волжское
понизовье
принимало
активное
участие в
народных
восстаниях.
Здесь
проходили
войска
народных
предводителей:
Степана
Разина,
Кондратия
Булавина,
Емельяна
Пугачева…
Эта,
воспетая
безымянными
сказителями
и
известными
поэтами
земля,
помнит и
дерзкие
прожекты
Петра
Великого и
лишенный
показанного
пафоса труд
простых
немецких
переселенцев,
занимавшихся
в Сарепте
выращиванием
и
переработкой
семян
горчицы.