К середине
70-х годов
найти
свободное
место в электричке
или трамвае
стало
нелегко и вопрос
о чисто
пассажирской
железной
дороге был поставлен,
что называется,
самой
жизнью.
Метро
городу не полагалось:
тогда в Волгограде
проживало
около 800.000
человек,
тогда как
Метрополитеном
награждались
у нас в стране
лишь города-миллионеры.
Было
найдено
оригинальное
решение —
скоростной
трамвай. Под
центром
города в соответствии
со всеми
метростандартами
сооружен 3,3 километровый
участок с тремя
"настоящими"
станциями,
который
соединили с городской
трамвайной
сетью.
Наземная
часть
трассы была
реконструирована,
и в 1984 году
открыта
первая линия
волгоградского
скоростного
трамвая.
Официально
этот
гибрид
трамвая и
метрополитена
величается
скоростным
трамваем,
в народе он
зовется
метротрамом.
Основная
часть
маршрута
скоростного
трамвая (более
10 из
имеющихся 14
км) все же
проходит
по
поверхности.
Но и здесь
его трасса
отсутствием
одноуровневых
пересечений
с
автодорогами
и
ограждением
(пусть даже
и
невысоким)
скорее
напоминает
наземную
линию
метрополитена
(например,
Филевскую
в Москве).
Подземный
участок
длиной 3,3 км
проходит
под
центральной
частью
города.
Здесь
расположены
две
станции: «Комсомольская»
(близ
железнодорожного
и речного
вокзалов в
административно-деловом
центре
города) и «Площадь
Ленина» (рядом
знаменитый
Дом
Павлова,
музей-панорама
«Сталинградская
битва»,
педагогический
университет).
Еще одна
станция («Пионерская»)
устроена в
месте
выхода
трассы
метротрама
на
поверхность.
Эта
станция
своим
конструктивным
решением (находится
на
эстакаде
над
каньонообразной
долиной
убранной в
трубу
речки
Царицы)
напоминает
существовавшую
некогда
московскую
метростанцию
«Ленинские
горы». Все
три
остановочных
пункта в
миниатюре
повторяют
устройство
станций
классического
метрополитена.
Просторные
путевые
залы
отделаны
мрамором и
гранитом,
павильоны
украшены
витражами
и
мозаиками,
для
подъема
пассажиров
на
поверхность
используются
самые
настоящие
эскалаторы.
Подвижной
состав для
скоростного
трамвая —
привычные
нам
чешские
вагоны «Татра»,
сцепленные
по два,
хотя ныне
существующие
подземные
станции
вполне в
состоянии
принимать
четырехвагонные
составы.
Вагоны
метротрама
обслуживаются
в самом
обыкновенном
городском
трамвайном
депо №5. В
связи с
тем, что
серийный
трамвайный
вагон
имеет
двери лишь
справа, а
подземные
остановочные
пункты
метротрама
имеют
строение
классической
метростанции
(то есть с «островным»
положением
платформы),
пути
подземной
части
трассы
перекрещиваются
и меняются
местами. В
результате
вагоны
выскакивают
на
подземные
станции с
совершенно
неожиданной
для
москвича
стороны:
не справа,
куда так и
тянет
повернуть
голову в
ожидании
прибывающего
состава, а
слева.
Высота
платформ
подземных
станций (всего
15 см)
соответствует
возвышению
трамвайной
подножки.
Незначительная
приподнятость
создает
впечатление
отсутствия
барьера
между
рельсовой
частью и
посадочной
платформой.
Ощущение
это
подкрепляется
тем, что
вдоль
путей не
проложен
контактный
рельс (в
метро он
находится
под
напряжением,
и любые
работы на
путях
возможны
лишь после
отключения
тока).
Энергетическая
подпитка
состава
подземного
трамвая
производится
тем же
путем, что и
на
поверхности,
то есть при
помощи
натянутого
сверху
контактного
провода.
Чувствуя
полную
безопасность,
некоторые
чересчур
нетерпеливые
пассажиры
порой
выбегают
прямо на
пути и
пытаются в
темноте
тоннеля
рассмотреть
приближающийся
трамвай.
Поэтому
машинисты
при
прибытии
на станцию
вынуждены
разгонять
наиболее
рьяных
волгоградцев
трелями
звуковых
сигналов,
которые в
ограниченном
пространстве
подземелья
воспринимаются
гораздо
громче, чем
на улице.